tolstoy

Увлечение складыванием фигурок из бумаги известно давно. Многие талантливые люди любили заниматься изготовлением бумажных птичек и других фигурок, считая это своего рода искусством. С оригами был знаком великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Правда, самого слова «оригами» он не знал, а называл «петушками».

В музее-усадьбе «Поленово» среди экспозиций хранятся четыре бумажных птички, сложенные руками Л. Н. Толстого для детей живописца В. Д. Поленова. Угадываются привычные нам журавлики.
juravliki

Предположительно, знакомство писателя с оригами произошло не во время двух его заграничных путешествий (до 1860 года!) во Францию, Швейцарию, Италию и Германию для ознакомления с системой европейского образования, где создавались первые детские сады с методикой использования оригами для развития детей, а позднее. Толстой знал, что на Востоке оригами первоначально было средством дзэн-буддистского просветления и постижения истины и воспринимал его не просто как педагогический прием, а именно как искусство.

Это подтверждается черновиками рукописи «Что такое искусство?»(1896): «Нынешней зимой одна дама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все улыбались и радовались: как похоже на птицу эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство». «… Не могу не заметить при этом, что это единственное новое произведение в области бумажных петушков, которое я узнал за 60 лет. Поэм же, романов и музыкальных пьес я за это время узнал сотни, если не тысячи. Мне скажут, что это произошло оттого, что петушки не важны, а поэмы и картины, и симфонии важны. А я думаю, напротив, петушки содействуют развитию и радости многих детей, поэмы и картины ни на что не были нужны. Если так долго ничего не было в области петушков, то я думаю, что это произошло скорее оттого, что написать картину, поэму, симфонию гораздо легче, чем выдумать нового петушка».

Комментарии (9) на “Оригами и знаменитые люди. Л.Н.Толстой и его «петушки».”

  • SipinvicWicaf:

    Начало хорошее. Добавил в закладки, завтра обязательно дочитаю :)

  • KoXX:

    Интересно, а главное познавательно Спасибо :)

  • Stanislav:

    Спасибо. Очень понравилось :)

  • Januarius:

    Да, а ведь написано действительно хорошо..

  • Medard:

    Качественно пишите :)

  • Macarius:

    Блин, давно пора начать работать, а я все не могу оторваться!!

  • Jonah:

    Вот именно из-за этих постов и стоит вас читать :)

  • Бахил:

    Спасибо! Публикация просто супер! Хочу разместить её в своем блоге или жж! Надеюсь Вы не против!

  • Artemiy:

    Спасибо, очень понравилось

Оставить комментарий

Подпишитесь на нас